Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анонимном социологическом опросе оценки качества работы учреждения социальной сферы.
Адаптация к детскому саду
Детский сад – наш первый социальный институт, наш первый коллектив и первый отрыв от мамы, дома и привычного образа жизни. Сколько противоречивых чувств и эмоций испытывают малыши, сделав свой самостоятельный шаг в большую, взрослую жизнь. Радость дружбы и общения, страх отрыва от семьи и одиночества, удивление от новых игр и веселья, возмущение и протест новым правилам, порядкам и социальным требованиям. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Зачастую данные события накладываются на непростой период в жизни малыша – кризис трех лет, кризис «я сам», который осложняет и без того нелегкий процесс адаптации малыша к детскому саду. Ну и, конечно же, очень важную роль играют сами родители – неготовность мамы отпустить ребенка, не всегда осознаваемая ею, но всегда тонко воспринимаемая самим крохой, имеет огромное влияние на эмоциональное состояние малыша. При неблагоприятных условиях, а также в ситуации суверенной эмоциональной привязанности, чрезмерной переживательности родителей, период адаптации может сопровождаться такими соматическими и поведенческими проявлениями, как: нарушение сна, аппетита, стула, повышение температуры, рвотными реакциями, ребенок может даже похудеть. Зачастую дети начинают часто болеть, причем, не важно – в частный или муниципальный детский сад ходит ваш ребенок, насколько сильные меры профилактики используют воспитатели и какое количество детей в группе вашего детского сада.
Вот уже почти полгода наш детский сад принимает в своих стенах новых жителей: таких разных и ни на кого не похожих, но всегда милых, искренних и непосредственных. И каждый из них проходит свой путь совершенно по-разному: кто-то с жадностью познает окружающий мир и наслаждается общением со сверстниками уже с первого дня пребывания, кому-то необходимо время, чтобы привыкнуть, кто-то плачет 1 день, кто-то 1 неделю, а кто-то наоборот устраивает родителям демарш, не желая вечером уходить домой, кто-то с радостью бежит в детсад и с трудом переносит выходные, а кто-то, порадовав родителей и воспитателей своим хорошим поведением, через недельку-другую устраивает истерики, отказываясь идти в, казалось бы, уже полюбившийся детсад.
Дети становятся уязвимыми и ранимыми, а особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые и пугливые дети. И задача родителей максимально подготовить малыша к его взрослой жизни: как только ребенок установит нужные ему социальные связи в новом коллективе и почувствует не только свою безопасность на новом месте, но и спокойствие мамы, его жизнь снова наладится. Если грамотно подойти к процессу подготовки положительные результаты не заставят себя долго ждать: развитие речи, игровой деятельности, социальных навыков у детсадовского ребенка активно опережает домашнего.
Итак, что же можно посоветовать родителям в столь непростой и щепетильной ситуации:
- Не помешало бы заранее ознакомиться с условиями и режимом детского сада, в который вы планируете попасть, чтобы максимально к нему приблизиться: меню, график питания, сна, прогулок и прочее.
- Следует заниматься со своим ребенком дома, чтобы приучать его не только к режиму, но и развивать его социальные, психологические способности, навыки самообслуживания. Помните: чем в более старшую возрастную группу попадет ребенок, тем большие требования к его физическому и психологическому развитию будет предъявляться.
- При возможности, постарайтесь перестроить свой график в соответствии потребностями ребенка, создайте условия, при которых первые дни пребывания в детском саду вы могли оставлять его на неполный день: до сна, после сна, постепенно увеличивая время.
- В период адаптации постарайтесь минимизировать круг эмоционально-психологических нагрузок малыша – меньше шума, впечатлений, путешествий, гостей и прочего.
- Попробуйте заранее приучать ребенка к кратким расставаниям, окрашивая их положительными эмоциональными красками – игры с друзьями во дворе, посещение родственников, уход в магазин.
- Если по приходу утром в сад ребенок плачет, не подкрепляйте его переживания своими негативными эмоциями, не растягивайте прощание и расставание – воспитатель, а также естественная природная любознательность и интерес к новым игрушкам и детям отвлекут малыша куда быстрее, чем ваши совместные причитания и слёзы.
- Если расставание с мамой проходит крайне тяжело, постарайтесь, чтобы в садик его отводил другой член семьи. А с собой можно дать малышу какую-то вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию).
- По возможности, постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, иначе вы только растянете страдания малыша.
- Если вы столкнулись с какими-то трудностями и недовольствами в отношении работы детского сада – избегайте в присутствии ребенка критических замечаний по отношению к саду и его сотрудникам. Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за непослушание – это будет способствовать развитию негативных эмоций и ассоциаций.
- Рассказывайте малышу о детском саде в положительных красках, играйте в детсад, учите ребенка общаться и знакомиться, делиться игрушками и играть, попроситесь у заведующей детского сада возможности поиграть с детьми на площадке.
- Закаляйте малыша, не пытайтесь держать его в тепличных условиях – одевайте по погоде, ходите в гости, ходите дома босиком, больше гуляйте и делайте зарядку, умывайтесь прохладной водой, ходите в бассейн.
- Ну и, конечно же, не устаю напоминать, не забывайте дарить малышу свою любовь и ласку, внимание и тепло. Говорите, как сильно вы его любите, а еще лучше – обнимайте и целуйте своего малыша – тактильный контакт значит намного больше, чем слова.
Психолог, руководитель Детского сада «Апельсин»,
Костерина Татьяна.